пятница, 9 января 2015 г.

Раджма (rajma)


Захотелось мне  что-то фасоли. Как ее вкусно приготовить можно. И вспомнила я про такое индийское блюдо как раджма  (rajma). Это популярное северо-индийское блюдо.  Получило свое название от названия красной фасоли. А еще оно очень простое в приготовлении и доступное  по себестоимости. Его ингредиенты легко можно достать и в Украине. А если чего-то нет, то ничего страшного.  В общем - это фасоль  тушеная в пряном соусе.
Но у меня получилась не совсем фасоль. Я глянула в холодильник и увидела, что у меня только стакан фасоли. Я решила, что это мало и решила, что добавлю я в это блюдо картошки.  Но если не брать картошку во внимание, то рецепт я здесь напишу именно пряной фасоли. Если вы возьмете 2 стакана фасоли, то это будет непременно раджма.



Примерно на 4 порции необходимо:
2 стакана красной фасоли
репчатый лук 2 штуки
помидоры - 4 штуки (или томатная паста - 2 ст.л.)
острый перец - 1 штука ( у меня сухой был)
измельченный чеснок - 1 ч.л.
измельченный имбирь - 1 ч.л.
сушеные листья фенугрека  (kasoori methi)- 1 ч.л. - вот его у меня не было  и я взяла сухую петрушку
красный перец порошок - 0.5 ч.л.
кориандр порошок - 1 ч.л.
кардамон - 3-5 штук
корица - 1 небольшая палочка
гвоздика - 3-5 штук
гарам-масала - 1 ч.л. ( можно заменить смесью карри нежный или острый, если хотите поострее)
соль, сахар, растительное масло
сливки 10% или молоко - 5 ст.л.

Готовим:

Фасоль лучше на ночь замочить. А утром отварить до готовности (если с картошкой, то до полу-готовности).Иначе фасоль  утушится в пюре, а картошка будет твердовата. Воду не сливать, она еще пригодится.
Если у вас есть скороварка или кукер, то готовьте в нем, как индийские хозяйки. Для этого нужно налить в кукер горячей воды и варить примерно  5-6 свистков.


Овощи нарезать: картошку небольшими кубиками. Лук тоже советуют резать кубиками (и если вы готовите одну фасоль, то так даже лучше). Но я лук режу дольками, мне так больше нравится.. Если есть помидоры их надо обдать кипятком, снять кожицу и тоже порезать кубиками.



Теперь о пряностях. Помимо указанных в списке я еще взяла  кумин (зиру) и черный перец горошком. Вместо листьев пажитника я взяла порошок сухой петрушки.


Некоторые пряности: гвоздику, кумин или зиру, кардамон (содержимое коробочек), черный перец горошком я прогрела на сухой сковороде где-то в течении минуты. 


Натерла мускатный орех.


Нагрела масло в толстостенной посуде. И в масло выложила не молотые специи и стручок красного острого перца. Если у вас свежий перец, его можно разрезать пополам. Но если вы не хотите сильно острого вкуса, то обжаривайте целиком.



Теперь настала очередь лука. Его необходимо обжарить до мягкости.



Приготовьте пасту из имбиря и чеснока. Для этого натрите пару зубчиков чеснока и маленький (0.5см) кусочек имбиря на мелкой терке и смешайте, добавляя пару капель растительного масла.


Добавьте пасту к луку и обжаривайте 2 минуты


Теперь кладем картофель. Но если вы готовите саму фасоль, то этот пункт пропустите.


После обжаривания картофеля добавьте мускатный орех, порошок красного перца, кориандра, гарам-масалы или карри нежного и палочку корицы.



Теперь идет фасоль. Но если вы готовите одну фасоль. То ее надо положить после обжаривания имбиря и чеснока. А уже к ней все выше указанные специи. Тушить 5 минут без воды.


В фасоль вылить воду,оставшуюся от ее варки, частью воды развести томатную пасту. Или добавить помидоры.



Когда жидкость испариться примерно на половину, долейте обычной воды и тушите еще примерно 10 минут на малом огне. После второго увариваня, надо добавить к фасоли сливки или молоко. Если добавляете сливки, то на это время снимите кастрюлю с огня, влейте туда сливки. Потом верните ее обратно на малый огонь. Перемешайте, дайте прогреться, но до кипения не доводите.



 А вот что у меня получилось с картофелем. Такой себе соус. Фасоль можно подавать как с рисом так и с лепешками. Я предпочла накатать себе лепешек - паратх.


Приятного аппетита!







7 комментариев:

  1. Очень люблю раджму, особенно с рисом.
    Мы её попроще готовим, без картошки. Метхи, кардамон, мускатный орех и корицу тоже пропускаем.
    Но я уверена, что по твоему рецепту получилось оригинально и ароматно!


    ОтветитьУдалить
  2. Я ее тоже без картошки обычно готовлю. Это так всего стакан был. Мне стакан на один зуб.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. стакан сырой фасоли на 1 зуб?!

      Удалить
    2. Это же образно говоря. Всего стакан фасоли стушится и никто не наестся. (1 стакан фасоли - это 2,3 порции.) А я в первую очередь. Поэтому, чтобы было сытнее, я добавила картофель. А в целом это блюдо - есть одна тушеная фасоль.

      Удалить
  3. Таня, а из какого региона Индии этот рецепт? Я смотрю, здесь и сливки добавляют.

    ОтветитьУдалить
  4. Ароматно получается не то слово! Так пахнет, кажется сейчас и язык свой проглотишь. Племянник из школы прибежал (ему 11 лет). Еще с порога кричит:"Что это такое вкусное пахнет?! Давайте мне!" А увидел, что фасоль - скривился. Он фасоль терпеть не может. Всегда из борща ее вынимает. Думал, что что-то мясное.

    ОтветитьУдалить
  5. Вообще-то из северных районов. Большие любители раджмы живут в Пенджабе. Но это рецепт, девушки, которая живет в Бангалоре. Возможно, это уже местная традиция. А картошка, это уже моя задумка. Так как фасоли просто было мало.

    ОтветитьУдалить